FAQ по атеизму - ПРИМЕР

ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?

ОТВЕТ

Словами атеист и безбожник изначально обозначали людей, которые отвергают государственные религиозные культы. При этом, такие люди уже в древности подразделялись на тех кто вообще не верит в богов, на тех, кто не верит, что боги вмешиваются в жизнь человека и тех, кто исповедуя других богов отказываются признавать богов официального культа. В начале распространения христианства по статье за безбожее и святотатство, наряду с отвергающими всех богов, на казни и в тюрьмы шли первые христиане. С победой христианства, под статью за безбожее уже попали приверженцы культа древне-римских богов.

Поэтому, термин атеист (безбожник) носил скорее юридический характер.

Сами же люди, утверждающие отсутсвие богов атеистами себя не называли, а идентифицировали своё мировоззрение по философской школой, которую они представляли. Основанием для философа отвергать какое либо учение, является продуманная критика, и потому, отвержение религиозного культа сопровождалось критикой такового. Т.е., в древности, атеизм (в данном случае неверие в богов) был следствием филосовской критики религиозного культа и особенностями определённых школ философии.

С 5 в до н.э до начала 20 века, неверие в богов преследовалось властями и активно критиковалась многими философскими школами, потому, единственным рычагом развития и сохранения неверия в богов было создание продуманной, ясной критики религиозного культа, которая бы оставляла свой отпечаток в умах людей. В результате, к настоящему времени, понятие атеизм утратило значения связанные с отрицанием государственных культов и стало плотно ассоциироваться с отсустствием веры в богов вообще и последовательной критикой религии.

Атеизм - отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований. ( Ожегов, Словарь русского языка, 1990 г., стр.37 )

Это определение атеизма является базой для всех направлений философии, выводом из которых возможно неверие в богов. Однако, особенности критики религии и особенности философского направления, практикуемое атеистом, накладывают определённый отпечаток на восприятие самого атеизма последователями разных философуских школ.

В контексте конкретной философии можно дать расширенное определение атеизма и выделить следующие классы атеистов:

Атеист – с основй скептицизма

Атеист – с основой агностицизма

Атеист – с основой эпикуризма

Атеист – с основой материализма

Атеист - с основой гумманизма

Атеист – с основой марксизма - ленинизма

Поэтому, не стоит удивляться, если одни атеисты будут утверждать, что они верят в несущестование богов, а другие что не верят в несуществование богов, но считают существование богов весьма маловероятным. Что одни будут видеть причину атеизма, как отсечение излишних сущностей от картины мироздания, а другие по причине существования в мире зла.

СТАТЬИ

Тажуризина З.А.Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли (От античности до Нового времени)

Дулуман Е.К Атеизм вне рамок Марксизма и Научного атеизма. (материал взят с сайта "Научный Атеизм")

Что такое атеизм, (материал взят с сайта с А-сайта )

Атеизм (БСЭ) (материал взят с сайта "Научный Атеизм")


Радлов Э.Д.(Энциклопедия в трех томах “Христианство”, т.1. стр. 135.) (материал взят с сайта "Научный Атеизм")

methew Введение в атеизм. (материал взят с сайта "Научный Атеизм")

ФАКТЫ

Группировка по утверждениям в ответе

1. Словами атеист и безбожник изначально обозначали людей, которые отвергают государственные религиозные культы.

1.1 " Видимо, пренебрежение почитанием богов было связано с критическим философским отношением к пантеону. Немало тех, кого обвиняли в атеизме, подвергали преследованиям. Анаксагор (500—428 до н.э.), чьи взгляды на небесные явления расходились с общепринятыми религиозными представлениями, был отдан под суд и изгнан из Афин. Протагор (480—410 до н.э.), написавший определенно: "Я не могу сказать о богах, существуют ли они и каковы они", — был обвинен в безбожии, приговорен к смерти, бежал и умер, утонув в море ( Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. Т. I. М., 1975. С. 254)". [А]

1.2. "К смертной казни был приговорен и Сократ, обвиненный в отрицании богов, признанных обществом, во введении новых божественных существ и в развращении молодежи. Таким образом, безбожие ассоциируется не только с государственным преступлением, с отрицанием традиционной мифологии, но и с нравственным изъяном ( Нерсесяни В.С. Сократ. М., 1980. С. 104—113)". [А]

2. При этом, такие люди уже в древности подразделялись на тех кто вообще не верит в богов, на тех, кто не верит, что боги вмешиваются в жизнь человека и тех, (кто исповедуя других богов отказываются признавать богов официального культа - см. о преследование христиан за атеизм, пункт 3).

2.1. " Мыслителей, получивших название безбожников, было достаточно много, настолько, что, по терминологии польских ученых М.Винярчика и А.Новицкого, уже в древности были созданы "каталоги атеистов" — учеником Карнеада (ок. 214—129 до н.э.) Клитомахом (ок. 175—110 до н.э.), его каталог до наших дней не дошел; однако известно, что из него черпали сведения об атеистах Секст Эмпирик (ок. 200—250) и Цицерон (106—43 до н.э.). Первый отмечает, что против существования бога "высказываются те, кто получил кличку безбожников, например Эвгемер, старец-обманщик, безбожные кем нацарапаны книги, Диагор Мелосский, Продик Кеосский, Феодор и много других" ( Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 252). Второй относит к единому мировоззренческому направлению тех, кто считает, что "вовсе нет никаких богов", как, например, Диагор и Феодор, а также и тех, "которые считают, что боги совершенно не пекутся о человеческих делах", имея ввиду эпикурейцев, "которым кажется, что Эпикур только на словах сохранил богов, чтобы не подвергнуться нападкам со стороны афинян, а на деле он богов уничтожил" ( Цицерон. Философские произведения. М., 1985. С. 60—61, 87)". [А]

2.2 " у Платона (427—347 до н.э.). В "Законах" рассуждения об атеизме он начинает с нравственно-правовой оценки неверия. Полагая, что верящие согласно с законами в существование богов не совершают нечестивых дел, он приписывает неверующим совершение "нечестивого дела" и высказывание "беззаконного слова", — к этим людям он относит как тех, кто не верит в существование богов, так и тех, кто хотя и верит в их бытие, однако отрицает их вмешательство в человеческие дела. Платон допускает, что неверие по существу есть некая одержимость болезнью, которая с возрастом проходит". [А]

3. В начале распространения христианства по статье за безбожее и святотатство, наряду с отвергающими всех богов, на казни и в тюрьмы шли первые христиане. С победой христианства, под статью за безбожее уже попали приверженцы культа древне-римских богов.

3.1. "Первым апологетам христианства пришлось защищать свое учение от обвинений его в безбожии римскими властями. "Нас называют безбожниками", — недоумевает Афинагор (ум. ок. 177) в "Прошении о христианах" (Афинагора афинянина философа христианского прошение о христианах // Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867), представленном Марку Аврелию (121—180) и сыну его Коммоду (161—192). Обвинение христиан в безбожии было связано с их отказом от почитания официальных богов. То, что у греков называлось , римляне называли sacrilegium — святотатство, осквернение, поругание святыни. В.В.Болотов (1853—1890) отмечал, что слово sacrilegium не вполне адекватно понятию , ибо в нем на первый план выдвигается не убежденность в том, что нет Бога, а лишь обнаруженное нежелание чтить соответствующим образом признанное законом божество. "В разбор религиозных воззрений "безбожников" не входили; достаточно было одного факта, что они не почитают признаваемых законом богов, чтобы подвести виновных под законы о безбожии" ( Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т .II. М., 1994. С. 30)". [А]

3.2." Защищаясь от упреков в безбожии, христианские апологеты сами используют это понятие для обвинения противоположной стороны. Они прекрасно знают о том, что в безбожии древние обвиняли тех, кто открыто проповедовал о несуществовании богов. Не эти безбожники представляли тогда опасность для христианства, а те, кто продолжает придерживаться политеистических воззрений, чтит греко-римских богов и тем самым препятствует распространению христианства. Тот же Афинагор, представивший греческую мифологию как забавную выдумку поэтов, считает безрассудными людей, "которые на основании таковых басней являют себя чтителями божества, а лучше сказать — безбожниками (Афинагора афинянина... прошение о христианах. С. 96)". [А]

А. - Тажуризина З.А.Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли (От античности до Нового времени)

ИДЕИ

Слово "атеизм" – греческого происхождения: a – отрицательная приставка: теос – бог, буквально этот термин означает "безбожие". Поэтому определить атеизм легче всего апофатически, от противного – разобрав те явления, которые он отрицает. Но этим атеизм не исчерпывается, однако о его второй, утверждающей стороне можно говорить только познакомившись с главной – отрицающей.

Поэтому, прежде чем говорить об атеизме, необходимо сначала четко уяснить, что же такое религия. Современная наука утверждает: религия – это вера в существование сверхъестественных сил, которые влияют на человеческую жизнь . В соответствии с этим определением необходимо отметить, что миф сначала не относился к сфере религиозного сознания, ибо мифические герои первоначально не претендовали на господство над людьми. Так, к примеру, когда австралийские туземцы племени Эрентэ утверждали, что Луна появилась, так как человек по имени Опоссум вышел из могилы и взобрался на небо, то эту их убежденность никак нельзя относить к сфере религиозного. Мы можем говорить о религии только в том случае, если признается господство сверхъестественных сил над человеком. И с другой стороны, именно к различным видам религии мы должны отнести всевозможные мистические представления, которые вновь распространились в нашем обществе: веру в гадалок, хиромантов, силу амулетов и т.д. Эта "новейшая" мода в действительности является проявлением самой древней формы религии – магии, зародившейся, как показывает этнология, еще у неандертальцев.

В соответствии с определением религии можно, наконец, ответить на вопрос об атеизме. Итак, атеизм – это отсутствие веры в существование каких-либо сверхъестественных сил, господствующих над человеком . И тут сразу же атеисты оказываются под огнем. Их моментально начинают упрекать в том, что они просто верят в отсутствие бога. Подобную аргументацию кратко сформулировал пастор из фильма "Берегись автомобиля": "Одни верят в то, что бог есть, другие верят, что его нет". Такая путаница возникает из-за того, что в одну кучу мешают веру и убеждение. Убеждение основано на знаниях, вера просто признает влияние сверхъестественного. Именно поэтому любой ученый или даже не имеющий отношения к науке атеист свою точку зрения вынужден доказывать, а для верующего рациональное доказательство имеет только второстепенный характер.

(Соловьёв Сергей Что такое атеизм?)

+

Гольбах в “Системе природы” определяет атеиста как “человека, который уничтожает пагубные для человечества иллюзии (des chimeres nu-isibles), чтобы вернуть людей к природе, к опыту, к разуму”. В действительности это определение относится к свободомыслящим; под термином chimeres nuisibles следует понимать не религию вообще, а лишь суеверия, которые пышно расцветают на религиозной почве.

+

Атеизм характеризуется отсутствием веры в существование бога. Некоторые атеисты идут дальше и верят, что бог не существует. Первое обычно называется позицией "слабого атеиста", а последнее - "сильным атеизмом".

Важно отметить различие между этими двумя позициями. "Слабый атеизм" является простым скептицизмом, неверием в существование бога. "Сильный атеизм" - это позитивное, твердое убеждение, что бог не существует. Пожалуйста, не попадите впросак считая, что все атеисты являются "сильными атеистами".

Некоторые атеисты верят в несуществование всех богов, другие ограничивают их атеизм определенными богами, такими как христианский бог, вместо того, чтобы делать категорические отрицания.

"Но разве неверие в бога не является тем же, что и вера в его несуществование?"
Определенно нет. Неверие в утверждение означает, что человек не не верит в то, что это утверждение является истинным. Неверие в истинность не является равноценным вере в неистинность; человек может просто не иметь представления о истинности или неистинности того или иного явления. Это приводит нас к агностицизму.

"Ладно, а что такое агностицизм?"

Термин "агностицизм" был создан профессором Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Он определил агностика как человека, отказавшегося от ("сильного") атеизма и верящего в то, что первичное начало вещей неизвестно и не может быть познано. Другими словами, агностик - это тот, кто верит в то, что мы не знаем и не (с)можем точно узнать, существует ли бог.

Однако, с тех пор термин "агностик" также был использован для описания тех, кто не верит, что вопрос (о существовании бога) действительно не может быть разрешен, но верит в то, что доказательства за или против бога являются неубедительными и поэтому не определился в этом вопросе.

Чтобы уменьшить неразбериху с употреблением термина "агностицизм", рекомендуется использовать термин "строгий агностицизм" для оригинального понимания термина, и "эмпирический агностицизм" для второго определения.

Слова - скользкие вещи, а язык неточен. Остерегайтесь считать, что вы сможете понять чью-либо философскую позицию просто потому, что этот кто-то называет себя атеистом или агностиком. Например, многие используют термин "агностицизм" для обозначения того, что в данной статье называется "слабым атеизмом", а атеизмом называют лишь то, что названо здесь "сильным атеизмом".

Следует помнить, что слово "атеист" имеет столько оттенков значения, что очень трудно сказать что-то общее об атеистах. Все, что вы точно можете сказать об атеистах - это то, что они не верят в бога. Например, совершенно ясно, что не все атеисты считают, что наука является лучшим способом познания вселенной.

(mathew, введение в атеизм)

+

Рассмотрим другое определение атеизма:

Атеизм(франц. atheisme , от греч. atheos -безбожный), -исторически разнообразные формы отрицания религии , представлений и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека, находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др.,совр.А. рассматривает религию,как иллюзорное сознание.(стр.79).("Большой энциклопедический словарь", Москва, 1997г., изд-во Большая Российская энциклопедия.)

На вопрос о самоценности бытия человека и мира, атеист может дать несколько ответов 1. Не знаю, 2. Нет смысла мира и человека вне определния этого смысла самим человеком и 3-...- Х ответы соответсвующие филосовской школе, сторонником которой является атеист.

Насколько я понимаю, «утверждение самоценности бытия мира и человека» это гумманистическая позиция.

Иногда, можно услышать, чта из атеизма следует самопроизвольное, естественное происхождение мира. Но это не так. На вопрос о происхождение мира, атеист может дать не один, а два ответа. 1. Не знаю, и это никак не лишит его статуса неверующего в богов и 2. – самопроизвольное, естественное появление мира (либо концепция соответсвующей школы философии, к которой принадлежит атеист) Например, можно услышать фразу – «В соотвествие с концепцией происхождения мира, прянятого в науке ... .».

Дело в том, что атеизм взращен на критике конкретных богов, конкретных идей о происхождение мира. Потому, неверие ограничивается только известными богами, а остюда и отрицание соответсвующих религиозных концепций происхождения мира. Однако, атеисты с основой скептицизма, агностицизма, эпикуризма не веря в богов и критикуя религии, не стоят на позиции абсалютного отрицания существования любых (в том числе известных) богов, или существ близких по свойствам приписанным богам. Если под верой принять абсалютное признание чего либо, не допускающее сомнений, то позицию атеизма можно выразить так:

Не верю в богов и критикую религии, но и не верю в отсутсвие богов (т.е. не верю в абсалютность своей позиции).

Тут уместно привести пример. Возвращаясь домой, и включая свет, верите ли Вы что свет загорится, или считаете что вероятность того,что свет загорится весьма велика? Если бы человек в это верил (по ранее данному определению веры), то в случае, когла свет не загорится человек неминуемо сойдёт с ума, будет считать, что свет загорелся, но его сознание перестало адекватно воспринимать реальность. Если же человек не верит, в то что свет не загорится, то в случае обратного исхода он легко может сослаться на то, что знания не абсалютны и есть возможность ошибки обусловленной разными причинами. Разум его не повредится.

Есть люди, сомневающиеся в существование богов. Мне представляется неверным их называть атеистами, если они не занимаются прямой критикой религии. Скорее их правильнее называть сомневающиеся или просто неверующие. Хотя конечно, различия условны.

 


Ключевые слова: FAQ новости общество проект вопрос ответ проверка фактов
информация атеист атеистов атеизм архив
Hosted by uCoz